Как благодарить? – это не значит, что надо ходить и всем руки пожимать


О парадоксах благодарности и «противоречиях» в словах Христа – размышляет архиепископ Обуховский Иона.

Каково быть богоизбранным

Господь в Евангелии часто говорит о том, что именно самаряне оказывались значительно более восприимчивыми к словам Христа, чем богоизбранный народ — иудеи. Так, самарянка после встречи с Иисусом уверовала в Него как в Мессию, впоследствии приняла смерть за Христа, и Православная Церковь до сих пор почитает ее как мученицу Фотинию-самаряныню. Также все мы знаем притчу о милосердном самарянине. И даже единственный из десяти прокаженных, который вернулся и воздал хвалу Господу за исцеление от страшной болезни, тоже оказался самарянином.

Мне кажется, это урок всем нам. Потому что иудеи были тем народом, который Сам Господь хранил на протяжении многих веков. Именно они обладали на то время полнотой истинной веры, ожидали Мессию, и именно от них в конечном итоге родился в мир Господь наш Иисус Христос.

И несмотря на все благодеяния Божии, иудеи были настолько жестокосердны, что не признали Христа истинным Богом.

Мы, христиане, тоже являемся богоизбранным народом, Новым Израилем. Нас тоже Господь избрал. Помните, в Евангелии — перед Своими крестными страданиями Иисус сказал ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16). Господь каждого из нас призвал, каждого из нас выбрал, привел к Себе и хранит Своею благодатью. И мы прекрасно знаем — по писанию святых отцов, да и по нашему, пусть и небольшому опыту христианской жизни, — что только по благодати Божией, с помощью Божией мы можем хоть чуть-чуть, но быть христианами: молиться, причащаться, творить добрые дела.

И за встряску спасибо

И почему-то мы, Новый Израиль, тоже все время забываем о важнейшей вещи, о которой Христос постоянно говорит в Евангелии — о благодарности. Знаем слова апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите…» (1 Фес. 5, 16-18). Не сказано благодарить только за радости и утешения, но — за все! И за скорби, и за проблемы, и за испытания, потому что все это приближает нас к Богу.

Господь — самый лучший педагог. Он заботливо подбирает для каждого свой ключик.

Одному человеку скорби не нужны: он и так живет в Господе, славословит Господа и пребывает под покровом божественной благодати. Но иному, укоренившемуся в грехах, страстях, неблаговидных поступках, в своем отступлении от Бога, бывает, требуется и встряска, чтобы человек понял, насколько он немощен, слаб и уязвим, и обратился к подателю всяческих благ, к своему Создателю. Обратился и отвернулся от своей нерадивой жизни.

Поэтому испытания, скорби очень важны для нас — настолько закостенелых в грехе, что благодеяниями и радостями Господь не может пронять наше окаменевшее сердце, и Ему приходится говорить с нами через рупор скорбей.

Вспомнить всех

За это и нужно благодарить нашего Господа. И не только Его, но и ближнего — того человека, который находится рядом с нами. Господь в Писании что говорит? «Что вы сотворили ближнему, Мне сотворили» (см. Мф. 25, 40). Поэтому наша благодарность должна простираться и на людей вокруг нас.

Всегда ли мы благодарим наших родителей, наших учителей, друзей и близких? Всех, кто так или иначе заботился о нас, помогал, участвовал в нашей жизни. Как благодарить? — это не значит, что надо ходить и всем руки пожимать. Прежде всего поблагодарите молитвенно. Проходя мимо школы, помолитесь про себя: «Господи, спаси и помилуй всех, кто здесь и учит, и учится!» Идя мимо больницы — «Господи, спаси и помилуй всех, кто здесь и лечит, и лечится!».

Встречая кого-то из родных и знакомых, и даже людей, не всегда нам приятных, всегда нужно с благодарностью Богу помолиться за этого человека.
Тогда и Господь будет нас миловать, утешать, исцелять от болезней телесных и духовных.

По-человечески все ясно

И особенно актуальным умение благодарить за испытания может стать в нынешнее непростое время.

Помните Евангельский отрывок о десяти прокаженных? Господь услышал их мольбу об исцелении и повелел пойти показаться священникам. Какой же должна была быть вера этих людей — что они не стали уточнять, расспрашивать, «а когда наши струпья отпадут», «а зачем мы пойдем, если еще болеем», — но тут же развернулись и пошли туда, куда сказал им Иисус. И по дороге, как сказано в Евангелии, очистились.

А дальше начинает развиваться, казалось бы, парадоксальная и малопонятная ситуация.

Один человек возвращается. Евангелие уточняет, что это самарянин. Остальные девять, будучи правоверными иудеями, поступили, во-первых, так, как повелел им Христос, сказавший идти к священникам, и во-вторых, увидев, что очистились, продолжили свой путь, чтобы принести в храме хвалу Богу за свое исцеление и получить разрешение от священников вернуться в общество. Самарянину же некуда было идти. Он вернулся обратно, славя Бога, и упал к ногам Христа, «хвалу Ему воздая» (Лк. 17, 16).

В этот момент Господь произносит странные, вроде бы, слова: «Не десять ли очистились? Где же остальные девять? Почему только один возвратился воздать славу Богу?» (см. Лк. 17, 17-18).

Но ведь Христос прекрасно знал, что остальные девять поступили точь-в-точь, как Он Сам им сказал: пошли и показались священникам. Они ничего из Его слов не нарушили — не разбежались в разные стороны на радостях, но продолжили свой путь по слову Христа. То есть по-человечески было совершенно понятно, почему вернулся только самарянин.

Парадоксы нашей веры

Мне кажется, в этом отрывке Господь вновь напоминает, что вера наша по сути своей парадоксальна, что она не вкладывается в какие-то общепринятые рамки.

Об этом, собственно, говорит вся история христианства. Мы причащаемся Тела и Крови Христовых. С человеческой точки зрения, это абсурд и нелепица, и первых христиан, как мы знаем, преследователи обвиняли как раз в каннибализме.

Готовность к мученичеству тоже выглядела странно. До сих пор она полностью выпадает из традиционных представлений. Даже если обратиться к сравнительно недавнему периоду истории — новомученикам, нашим предкам, которые сто лет назад исповедовали свою веру, — их поступки часто казались нелепыми и парадоксальными.

С человеческой точки зрения, что проще? — Живи по законам советского государства, не ходи в храм, и будешь целым и здоровым.

Если уж есть потребность посещать богослужение, можно пойти в обновленческую церковь. Как известно, в 20-е годы прошлого века советская власть, пытаясь разрушить православие, организовала так называемую обновленческую церковь, которая всецело поддерживала линию партии, активно боролась с православными священниками: «благодаря» доносам обновленцев многие священнослужители были репрессированы, верующие изгнаны из храмов, а храмы отданы обновленцам.

Казалось бы, совершается точно такая же служба, то же последование литургии, батюшки в облачении. «Обновленцев» даже признал Константинопольский Патриархат, который согласился и с низложением святого Патриарха Тихона. Но почему-то люди туда не шли. Выбирали мученичество, гонения, но шли за Христом.

Потому что вера во Христа — это вера в сверхъестественное. Эта вера — выше человеческих пониманий.

Будем Христовыми!

В Евангелии Христос всегда подчеркивает, что если мы любим Его, то должны сразу, как только узнали о Нем, как только уверовали, как только получили от Него благодатную помощь, бежать к Нему и, как тот самарянин, падать ниц при Его ногах, «хвалу Ему воздая».

Если постараемся всегда быть рядом со Христом, в Его единой святой соборной и апостольской Церкви, мы будем Христовыми, будем теми благодарными самарянами, которых Иисус помиловал и сказал: «Вера твоя спасе тя» (Лк. 17, 19).

Архиепископ Иона (Черепанов)
Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *